Конспект первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов

Конспект урока по теме

Конспект первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов

Разработка урока биологии в 8 классе

01.12.2016

Предмет: 

Биология

Класс: 

8

Тип урока:

Урок применения знаний и умений

Вид урока:

Урок – практикум

Тема урока

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах кости.

Цель урока

Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.

Задачи урока:

  1. образовательные;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.

1. дать представление о видах травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов костей и растяжение связок, научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей;

2. развивать навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;

3. воспитывать ответственность за жизнь и здоровье окружающих.

Место урока в системе уроков

Тема 6. Опора и движение. Урок 25

Основные понятия и термины темы

Ушиб, растяжение, вывихи, перелом и их виды, сустав, связки, шина

Межпредметные связи

(с указанием тем в смежных предметах)

ОБЖ «Первая помощь при переломах костей»

Химия «Кальций и его соединения»

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Учебник биологии 8 класс, проектор, компьютер, презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»; шины медицинские, бинты, эластичный бинт, подручные средства (платок, шарф, ремень или пояс, доски различной длины).

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно и тогда у нас все получится! (Слайд 1)

Этап 2. Мотивация учебной деятельности

Друзья, вы помните мультфильм про винни-пуха, когда он полез на дерево за медом? Лез он на дерево, читая стихи… Но, вдруг …Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Винни – Пух». (Слайд 2)

Как вы думаете, какие травмы мог получить Винни – пух после такого падения?

Просматривают мультфильм. Ответы учащихся: – ссадины, ушибы, переломы

Этап 3. Целеполагание

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из  рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг…В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? (Слайд 3)

Как быть, если произошла травма? Как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?

Исходя из этого, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Учащиеся предлагают варианты:

-Оказание первой помощи при травмах. (Слайд 4)

– Правильно. А чему же мы с вами должны научиться на уроке, что бы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь пострадавшему?

– рассмотреть различные виды травм; научиться отличать растяжение от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.

Делают записи в тетрадь. (Слайд 5)

Этап 4. Актуализация знаний

Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждением одной из важнейших систем нашего организма. Назовите какой?

Опорно – двигательной системой.

– А какая главная часть ОДС?

– Скелет

– Так давайте мы сейчас с вами вспомним составные части скелета (Слайд 6)

  • 1. Какие функции выполняет скелет? опорная и защитная
  • 2. Как иначе называется скелет головы? Череп
  • 3. Скелет головы состоит из двух частей: каких? мозговой и лицевой
  • 4. Какие отделы скелета туловища вам известны? позвоночник и грудная клетка
  • 5. Из чего состоят позвонки? тела, дуги и отростки
  • 6. Какие кости образуют плечевой пояс? лопатка и ключица
  • 7. Перечислить отделы скелета верхней конечности.плечо, предплечье, кисть
  • 8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .перелом
  • 9. Перечислить отделы нижней конечности. . . бедро, голень, стопа
  • 10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? Надкостница
  • 11. Чем заполнены полости трубчатых костей? костным мозгом
  • 12. Какие известны виды соединения костей. . . неподвижное, полуподвижное, подвижное
  • 13. Подвижное соединение костей называется …. Сустав
  • 14. Кости бывают. . .трубчатые, губчатые, плоские
  • 15. Мышцы прикрепляются к костям с помощью чего? Сухожилий
  • 16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . Осанка

Правильный ответ – 1 балл. Максимально 4 балла. Отмечаем у себя в оценочных листах.

Этап 5. Изучение нового материала

Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Выживи сам и помоги выжить другому». (Слайд 7)

ТРАВМА – это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические. (Слайд 8)

Какие виды повреждений опорной системы бывают?

– Перелом, вывих, растяжение.

Давайте разберемся с каждым видом повреждений, для этого вы пользуясь учебником будете заполнять таблицу (Слайд 9)

Заполняют таблицу, используя учебник. (Приложение 1)

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется – растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка.

Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой.

Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках.

На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть.

В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-pervaya-pomosch-pri-ushibah-rastyazheniyah-vivihah-i-perelomah-2611889.html

Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. урок. Биология 8 Класс

Конспект первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов

В ходе этого урока мы ознакомимся с травмами опорно-двигательной системы. А также узнаем, каким образом необходимо оказывать первую помощь при подобных травмах, что, безусловно, может пригодиться в жизни.

Тема: Опорно-двигательная система

Урок: Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Кость – очень прочный материал. Однако при падении, при ударе она все-таки может повредиться, сломаться. Это связано с тем, что действие внешней силы, направленное на кость, не совпадает с направлением костных пластин, которые и обеспечивают кости прочность. Нарушение целостности кости называют костным переломом. Переломы бывают открытыми и закрытыми (см. Рис. 1).

Рис. 1.

Строение суставов также приспособлено для выполняемых ими функций, однако при неловких движениях или при падении целостность сустава может нарушиться. Кости могут сместиться. Такая травма носит название «вывих».

Сустав удерживается связками, и, к сожалению, эти связки тоже могут быть травмированы. Происходит это чаще всего при каком-то неудобном положении конечностей. Травмы связок носят название «растяжение связок».

К счастью, кости обладают невероятной способностью к срастанию. Рассмотрим этапы срастания костей (см. Рис. 2, 3, 4, 5).

В момент перелома возникает воспаление и кровоизлияние, которое быстро останавливается, и уже через несколько часов образуется сгусток крови (тромб). Это защищает зону перелома в самом начале.

Все клетки, которые находятся в сгустке крови, отмирают, за исключением клеток соединительной ткани, которые тут же начинают делиться.

Рис. 2.

Через несколько дней клетки надкостницы сломанной кости преобразуются в хрящевые клетки, а далее в хрящ.

Рис. 3.

Так же развиваются кровеносные сосуды и остеобласты, которые постепенно откладывают мягкий, еще не окостеневший костный матрикс, который через некоторое время костенеет и образует так называемую костную мозоль.

Костная мозоль продолжает костенеть до тех пор, пока не приобретает структуру кости. Одновременно структура кости постепенно регенерирует.

Перелом уже сросся, хотя мозоль еще не минерализировалась и состоит из губчатой ткани.

Рис. 4.

Заключительный этап срастания кости наступает через некоторое время после снятия гипса. Остеокласты разрушают всю губчатую ткань после мозоли, и остеобласты занимают это пространство, образуя компактную костную ткань. Припухлость, которую образует костная мозоль, постепенно уменьшается в размере, и кость приобретает первоначальную форму.

Рис. 5.

В первую очередь нужно определить тип повреждения, исходя из анализа симптомов и механизмов травмы.

Второе – нужно организовать доврачебную помощь, исходя из типа повреждений.

Перелом характеризуется резкой болью и припухлостью в области травмы. Невозможностью движений. Нарушением формы и длины конечности, ее искривлением.

Вывих – пострадавший ощущает резкую боль, изменение формы сустава и невозможность движения в суставе сразу после травмы.

Растяжение связок – резкая боль, быстрорастущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и мелких кровоизлияний.

Доврачебная помощь

Во-первых, необходимо остановить кровотечение, если оно возникло.

Во-вторых, следует уменьшить боль. Для этого необходимо обездвижить поврежденную конечность. Сделать это можно как с помощью специальной повязки, так и с помощью накладывания шины.

В-третьих, нужно сразу же обратиться к врачу, и если это будет необходимо, транспортировать больного в травмпункт.

Запомните: лечение повреждения опорно-двигательной системы – это дело специалистов, которые вооружены необходимыми знаниями и материалами. Мы должны лишь помочь больному в первую минуту, оказав ему доврачебную помощь.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. –  М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Pervayapomosh.com (Источник).

2. Pervayapomosh.com (Источник).

3. Polismed.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 79, задания и вопрос 1, 4.

2. В чем отличия открытого и закрытого перелома?

3. Перечислите признаки растяжения связок.

4. Подготовьте небольшое сообщение о первой помощи при различных травмах конечностей.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/pervaya-pomosch-pri-travmah-rastyazheniyah-svyazok-vyvihah-sustavov-perelomah-kostey

Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах

Конспект первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов

Опорно-двигательная система человека подвержена нарушениям – травмам. Когда упадёшь или стукнешься обо что-нибудь, появляется синяк или покраснение.

При небольших повреждениях тканей, которые происходят без нарушения целостности кожи, образуются ушибы. При ушибах необходимо приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

При лёгких ушибах возникают только небольшие кровоизлияния в ткани (синяки), при сильных могут пострадать внутренние органы – почки, печень и головной мозг.

Особенно опасен ушиб головы. Если человек потерял сознание, испытал приступ рвоты, то у него сотрясение мозга. В таком случае пострадавшего надо доставить в медицинское учреждение.

При совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть повреждения костей(переломы), повреждения суставов(вывихи) и повреждения связок(растяжения).

Кости соединяются между собой плотными тяжами из соединительной тканисвязками. При резких движениях в суставе возникает растяжение. Растяжение это повреждение связок. Чаще всего ему подвергаются связки голеностопного и коленного суставов.

При растяжении появляется сильная боль и припухлость, может даже развиться отёк, вокруг сустава образуется синяк.

При оказании первой помощи пострадавшему нужно туго забинтовать сустав и наложить холод. Затем необходимо обратиться в травмпункт.

При вывихе головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой. При этом происходит растяжение, а часто и разрыв связок. При вывихе изменяется форма сустава, конечность теряет подвижность.

Вывих сопровождается сильной болью, особенно при попытке совершить движение в повреждённом суставе. Каждый должен знать, как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему человеку.

Никогда не пытайтесь самостоятельно вправить вывих. Так вы можете нанести пострадавшему ещё больший вред (повредить связки или причинить острую боль).

Нужно положить вывихнутую конечность так, чтобы отсутствовали болевые ощущения, и зафиксировать её с помощью повязки.

При сильной боли можно дать пострадавшему обезболивающие средства, к суставу приложить холод, например снег, лёд или холодную мокрую ткань.

При переломах происходит нарушение целостности костей. Они бывают закрытые и открытые. При закрытых переломах не происходит ранение тканей, проникающих к месту перелома. Такие переломы не сообщаются с внешней средой. Открытые переломы костей сопровождаются ранениями мягких тканей (повреждаются мышцы и кожа). Открытые переломы сообщаются с внешней средой.

Если у пострадавшего открытый перелом, то прежде всего нужно остановить кровотечение, обработать рану и наложить стерильную повязку, после чего доставить пострадавшего в больницу.

При закрытом переломе на место повреждения накладывается повязка с применением шин – приспособлений, обеспечивающих неподвижность суставов и мягких тканей. В качестве шин могут быть использованы куски доски или картона.

Наложение шины при переломах кости голени Шина должна захватывать два ближайших здоровых сустава.

Так, при переломе костей голени она должна захватывать стопу и часть бедра. Чтобы шина не давила на повреждённый участок тела, под неё подкладывают мягкую повязку. Затем шину нужно плотно прибинтовать, но без сдавливания, к повреждённой конечности.

Если у вас нет бинта, можно использовать платок или полотенце.

При отсутствии шин сломанную ногу прибинтовывают к другой ноге, а сломанную руку – к туловищу. При переломе костей верхней конечности руку необходимо согнуть в локте, наложить шину и зафиксировать руку косынкой.

При повреждении позвоночника больного кладут лицом вниз на твёрдую поверхность, например на лист фанеры или доску, и доставляют в больницу в лежачем положении. Сажать или переносить пострадавшего с подозрениями на перелом позвоночника нельзя, так как кости могут сместиться и защемить нервы или повредить спинной мозг, что может привести к полной инвалидности.

При переломе костей грудной клетки, например рёбер или грудины, шину накладывать нельзя. Пострадавшему нужно задержать дыхание и во время выдоха наложить тугую повязку. После этого ему разрешают дышать, но неглубоко и доставляют в травмпункт.

При переломах костей черепа пострадавшего укладывают на спину, немного приподняв голову, и создают максимальный покой. Голову нужно зафиксировать валиком из одежды или одеяла, чтобы она была неподвижной.

Класть под голову подушку нельзя. Лицо пострадавшего должно быть повёрнуто в сторону, на случай рвоты. Если есть рана, её обрабатывают и накладывают стерильную повязку. На голову поверх повязки кладут пузырь со льдом.

Таким образом, при совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть переломы, вывихи и растяжения.

Первая помощь при травмах должна обеспечивать неподвижность травмированных конечностей, исключение инфекции и щадящую транспортировку больного. Уменьшение боли достигается воздействием холода.

Пострадавшего необходимо доставить в травмпункт, так как профессиональную помощь может оказать только врач.

Источник: https://videouroki.net/video/13-piervaia-pomoshch-pri-ushibakh-rastiazhieniiakh-vyvikhakh-i-pierielomakh.html

Урок 16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Конспект первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов

Тема: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Цель: разъяснить значимость оказания доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; дать элементарные сведения о травмах костно-мышечной системы и методах первой помощи.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

Слайд 2 – Каждый человек обязан уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь. Это позволит кому-то сохранить жизнь, свести к минимуму возможные последствия происшествия, способствовать быстрому выздоровлению.

Слайд 3 – Травма (от греч. trauma – рана) – это нарушение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним воздействием.

Виды травм: ушибы, переломы, вывихи, растяжение связок.

Слайд 4 – Травмы, в зависимости от способа воздействия на организм человека, могут быть механические, тепловые, холодовые, химические, радиационные.

Слайд 5 – Ушибы – повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи. В зависимости от силы удара различают ушибы легкие, средние и тяжелые. При легких ушибах возникает небольшое кровоизлияние с образованием синяков. При средних ушибах бывают более значительные кровоизлияния с образованием кровоподтека. При сильных ушибах могут быть опасные для жизни внутренние кровотечения.

Слайд 6 – При ушибе могут пострадать не только поверхностные ткани, но и внутренние органы – печень, почки и др. Особенно опасно сотрясение головного мозга. Даже кратковременная потеря сознания при падении или рвота после него требует немедленного обращения к врачу. Ходьба такому больному противопоказана, его лучше доставить в травмпункт на носилках.

Меры первой помощи при ушибе направлены, прежде всего, на уменьшение боли и внутреннего кровотечения. С этой целью применяют холод. Пузырь с холодной водой или льдом не рекомендуют прикладывать прямо к телу: его надо обернуть материей.

Слайд 7 – Перелом – полное или частичное нарушение целостности кости.

Если кожные покровы и мышцы при этом не нарушены, переломы относят к закрытым, а если нарушены – к открытым.

Слайд 8 – Переломы классифицируются на полный и неполный по полноте разрыва кости, со смещением и без смещения по позиции обломков друг по отношению к другу, открытый и закрытый по наличию повреждения кожи.

Слайд 9 – Признаки закрытого перелома:

– сильная боль при движении и при нагрузке на конечность;

– деформация и отёк конечности;

– синюшный цвет кожи.

Признаки открытого перелома:

– видны костные обломки;

– деформация и отёк конечности;

– наличие раны, часто с кровотечением.

Слайд 10 – Отличить закрытый перелом от ушиба бывает достаточно сложно. Признаки, указывающие на наличие перелома, следующие: острая боль при попытках изменить положение поврежденной части тела, появление подвижности в тех местах, где ее не должно быть.

Слайд 11 – ПМП при закрытых переломах. При закрытом переломе следует обеспечить покой повреждённой конечности, для чего накладывают специальную шину, затем дают обезболивающее средство, после чего обязательно доставляют пострадавшего к врачу, где сделают рентгеновский снимок и окажут всю необходимую помощь.

Слайды 12-13 – ПМП при открытых переломах. При определении открытого перелома вначале надо остановить кровотечение и обработать рану, наложить повязку.

Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, так как отломанные концы могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносные сосуды, повредить нерв.

Пострадавшей части тела надо придать неподвижность, то есть зафиксировать ее.

Перед применением лекарственного средства необходимо выяснить, нет ли у пострадавшего непереносимости к каким-либо препаратам. Если таковая имеется, то медикаментов не давать.

Слайд 14 – Основной способ оказания первой помощи пострадавшему при переломах –

наложение шинной повязки. При наложении шины должны фиксироваться два ближайших сустава: один – выше места перелома, другой – ниже.

Слайд 15 – Для этого используют либо специальные медицинские шины, либо подручные средства – дощечки, картон. Шина должна захватывать не менее двух соседних суставов.

Шину накладывают со стороны нетравмированных участков тканей. Под шиной должна быть мягкая ткань – вата или одежда. Накладывать шину на голое тело нельзя.

Прибинтовывается шина не очень плотно: она не должна давить на поврежденные поверхности.

Слайд 16 – При переломе костей плеча, предплечья и кисти целесообразно руку согнуть у локте и помимо шины зафиксировать руку косынкой. Можно концы косынки обвязать вокруг шеи и положить в нее руку с шиной. Если нет косынки, можно полу пиджака со стороны пораженной руки прикрепить булавкой лацкану пиджака и в образовавшуюся складку положить руку.

Слайд 17 – При переломе бедра или костей голени накладывают шину вдоль вытянутой ноги. В крайнем случае, можно прибинтовать больную ногу к здоровой.

Слайд 18 – При переломе грудной клетки шину накладывать нельзя. Пострадавшему предлагают задержать дыхание на фазе выдоха и наложить тугую повязку. После этого ему разрешают дышать, но не глубоко и доставляют в травмпункт.

Слайд 19 – При травмах позвоночника пострадавшего кладут на ровный настил лицом вниз. Сажать, а тем более перевозит ли переносить пострадавшего в сидячем положении нельзя.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину. Голову фиксируют валиком из одежды или одеяла. Валик укладывают в виде подковы, чтобы голова была неподвижной.

Лицо пострадавшего должно быть повернуто в сторону, на случай рвоты. Класть голову не подушку нельзя.

Однако, при подозрениях на травмы позвоночника или головы, лучше обеспечить неподвижность пострадавшего и дождаться специалистов-медиков.

Слайды 20-21 – Вывих суставов. Вывихом называют стойкое смещение суставных костей, при котором головка одной кости выходит из суставной ямки другой. Если выход головки неполный, то такая травма называется подвывихом.

Слайд 22 – При вывихе наблюдаются: отечность, изменение формы сустава, неестественное положение конечности, изменение её длины, сильная боль в суставе и невозможность движения.

Слайд 23 – При вывихе необходимо обеспечить покой вывихнутому суставу, дать обезболивающее средство пострадавшему и без промедления обратиться к врачу-травматологу.

Слайд 24 – Итак, при оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава.

Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце.

Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.

Слайд 25 – Вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.

Слайд 26 – Растяжение связок. Если в результате неосторожного движения подвернулась стопа, вывернулись пальцы рук, при падении пострадала кисть в лучезапястном суставе, можно предположить растяжение связок.

Растяжение и разрыв связок происходит, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Во время травмы чаще всего повреждаются суставные мышцы, сухожилия и связки. При растяжении происходит разрыв подкожной клетчатки, нередко повреждается также чувствительная суставная капсула.

Слайд 27 – Симптомы растяжения связок и мышц сходны, хотя некоторые признаки могут отличать одну травму от другой.

Слайд 28 – Основные симптомы растяжения связок это сильная боль в области сустава. Часто бывает так, что сразу после травмы пострадавший не чувствует боли и может совершать движения в поврежденном суставе. 

Слайд 29 – При оказании первой помощи накладывают тугую фиксирующую повязку и к пораженном месту прикладывают холод. При растяжении нельзя нагружать поврежденный сустав.

Слайд 30 – При разрыве связок наблюдается сильная боль, отёк сустава, синюшность кожи в районе травмы.

При подозрении на разрыв связок надо наложить шину из подручных средств. 

При появлении кровоподтеков необходимо придать конечности возвышенное положение, чтобы предупредить нарастание отека околосуставных тканей

Слайд 31 – Если подвернулась нога, стопу ставят перпендикулярно к голени и в этом положении накладывают фиксирующую повязку. Бинтуют восьмеркой, то есть после очередного хода бинт переворачивают на другую сторону и накладывают его попеременно то на стопу, то на голень. Стопа должна быть фиксирована перпендикулярно голени.

Слайд 32 – Подведем итог! При оказании первой помощи необходимо:

  1. Быстро оценить ситуацию

  2. Вызвать скорую медицинскую помощь.

  3. Определить причину травмы

  4. Остановить кровотечение

  5. Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран

  6. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела

  7. Использовать холод

  8. Наложить шину, повязку

  9. Подготовить пострадавшего к транспортировке в травмпункт

Слайд 33 – Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствуют укреплению организма и профилактике травм.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 34 – Ответьте на вопросы:

Почему при повреждении бедренной кости под поясницу подкладывают валик из одежды? (Чтобы исключить движение туловища относительно бедра)

Почему косынка, поддерживающая травмированную руку, должна держаться на шее, а не на плече? (В последнем случае она легко спадает)

Почему при травме позвоночника необходимо особенно быть аккуратным при оказании помощи и транспортировать пострадавшего, положив его на живот? (Для избегания защемления спинного мозга, уменьшение нагрузки на позвоночник)

Слайд 35 – Практическая работа в малых группах

Оборудование: перевязочный материал, шины из различного материала.

Задание: Окажите первую помощь…

1 группа – Человеку с закрытым переломом предплечья.

2 группа – Человеку с вывихом в локтевом суставе.

3 группа – Человеку с вывихом в плечевом суставе.

4 группа – Человеку с закрытым переломом большого пальца руки.

5 группа – Человеку с вывихом большого пальца руки.

/По окончании работы группы демонстрируют результат/

  1. Подведение итога урока. Рефлексия.

Слайд 36 – Домашнее задание: изучить § 16. Повторить изученный материал раздела к контрольной работе.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-16-pervaia-pomoshch-pri-ushibakh-perelomakh-1.html

Урок биологии

Конспект первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов

Класс: 8

Цель:

  • сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
  • развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Модель скелетачеловека, таблицы “Строение костей”, “Типысоединения костей”, электронное приложение кучебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшиешины, перевязочный материал, косынки.Раздаточные карточки (Приложение 1);презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.

План урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверкаотсутствующих).

II. Повторение.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Повреждения костей и суставов – наиболеераспространенные виды травмопорно-двигательного аппарата.

3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Практическая работа.

Ход урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся,проверка отсутствующих).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке вполном составе.

II. Повторение ранее изученного материала.

Мы с вами в течение последних уроков изучалитему “Скелет”, рассмотрели его строение,свойства и типы соединения костей.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелетголовы, скелет туловища, скелет верхних и нижнихконечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по группам.

1 – группа:

Задание 1: Выберите номера, подкоторыми обозначены кости скелета верхнихконечностей, расположите их в порядкеочередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, подкоторыми последовательно расположенысоставляющие образующие кость.

2 – группа:

Задание 1: Выберите номера, подкоторыми обозначены кости скелета нижнихконечностей, расположите их в порядке сверхувниз.

Задание 2: Выберите номера, подкоторыми последовательно расположенысоставляющие образующие сустав.

суставная головка…ера”.
лопатки30
тазовые костиписа…
запястьесемьдесят
предплюсна…писав…
надкостницасо
ключицаноября
бедротеля
компактное веществодня
плечоисполня…
большая берцовая костьТвена,
фаланги пальцев кистилет
лучевая костьсто
суставная впадинаСой…
надколенникМарка
локтевая кость…ется
суставная жидкостьТома
фаланги пальцев стопы“Приклю…
губчатое веществорождения
суставная сумка…чения
пястьепять
малая берцоваяна..
костный мозгамериканского
плюсна.… шего

Слайд №5

Правильные ответы

1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

Задание №2: 6,9,19,23

2 группа:задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

Задание №2: 20,17,14,1

30 ноября исполняется 175 лет со дня рожденияамериканского писателя Марка Твена, написавшего“Приключения Тома Сойера”.

Индивидуальные задания: подписать рисунок“Строение скелета”, вставить пропущенные буквыв слова, написанные на доске: пл…чевая кость, кр…стец,л…патка, большая бер…цовая кость, сво…чатаястопа, ам…ртизатор.

III. Изучение нового материала.Слайд№6

1. Актуализация знаний учащихся.

Два ученика спорили. Один утверждал, чтокость – сложный живой орган, другой отрицал это.Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедреннойкости, оставив надкостницу. Через некотороевремя кость у петуха восстановилась. Чтодоказывает этот опыт?

Слайд № 7.

– Какие особенности человекасвязаны с прямохождением?

изгибы позвоночника, мозговой отдел черепабольше лицевого, большой палец противопоставленостальным, сводчатая стопа.

Слайд №8.

– Каково строение сустава?

  • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
  • Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
  • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

1. Повреждения костей и суставов – наиболеераспространенные виды травмопорно-двигательного аппарата.

Слайд №9

. В различных житейских ситуацияхвнезапно происходят несчастные случаи. Именновнезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то какпоступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера,медицинскую сестру… А как помочь пострадавшемуво время прогулки, в походе, да просто на улице?Надежда только на себя и тех людей, которыеоказались поблизости.

Слайд №10,11,12

Проанализируйте ситуации.

Ситуация 1.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути вшколу. Девчонки торопились, им нужно было зайтиперед уроками в библиотеку. Когда ониподнимались по школьной лестнице, навстречу имшли шумной толпой старшеклассники. Они даже незаметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. Отболи чуть не заплакала. Через некоторое времяНина сказала Наташе, что кисть руки опухает.Девчонки не знали, что делать.

Что бы вы сделали на месте девочек?(Предполагаемый ответ – вывих)

Ситуация 2.

Прозвенел звонок с урока. Впереди большаяперемена, поэтому весь класс выбежал на школьныйдвор. Здесь каждый занимался своим делом.Мальчики разошлись в разные стороны, а девочкиувлеклись игрой “Попрыгай со мной”.

Она было очень модной в этой четверти средидевчонок. Ирина развеселилась и захотеланепременно победить. Когда она прыгнула, ее ногазацепилась за что-то, и Ира упала.

Ей было ужасностыдно перед одноклассниками за свою неловкость.Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка,прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга моглатолько утешить Иру. Они не знали, что делать.

(Предполагаемый ответ – растяжение связок )

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне.Этим летом она поехала туда с младшим братишкойПашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры.Однажды кто-то из ребят принес книгу проиндейцев. С этого дня девчонки и мальчишки многовремени проводили, лазая по деревьям. Они думали,что именно так живут их любимые герои — индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки междувраждебными племенами, Пашка свалился с дерева.Но так как он был еще маленький индеец, боли невыдержал и заплакал. Да так громко, что сбежалисьвсе краснокожие. У Пашки сильно болело плечо.Никто из ребят не знал, что делать.

Толькомальчик, которого все называли Мудрая Голова,мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юлестало плохо, и она повела братика к бабушке наработу. “Я очень боялась, что с ним случилосьчто-нибудь серьезное.

Ему было ужасно больно, а яничем не могла ему помочь!” — вспоминает Юля…

(Предполагаемый ответ – перелом)

Слайд №13

Задача нашего урока рассмотреть и обсудитьразличные повреждения скелета, а также научитьсяоказывать первую доврачебную помощьпострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

2-4. Меры доврачебной помощи при повреждениискелета.

Слайд № 14

. Определение видов поврежденияскелета.

Рассмотрите рисунки и определите, где здесьперелом, вывих и растяжение связок

– Попробуйте охарактеризовать каждоеповреждение скелета

Слайд №15

– Чем сопровождается вывих сустава? Чтоощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказатьпострадавшему при вывихе?

Если вам недостаточно имеющихся знаний,обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиесявнимательно читают и записывают в тетради, чтотакое вывих)

Вывих – неловкое движение в суставе,сопровождающееся смещением костей. При вывихесуставная головка выходит из суставной впадины.Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок,что сопровождается сильной болью. Попыткавправить вывих без врача может повлечь за собойеще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том,чтобы прежде всего обеспечить полный покойсуставу. Руку следует подвесить на косынке илибинте, а на ногу наложить шину, используяподручные средства. Для уменьшения боли ктравмированному суставу следует приложитьпузырь со льдом или холодной водой. Затемпострадавшего необходимо доставить к врачу.

Слайд №16

– Какие симптомы наблюдаются при растяжениисвязок?

– Какую помощь необходимо оказатьпострадавшему?

Растяжения: В результате неловкихдвижений или ушибов могут повреждаться связки,соединяющие кости в суставе. Вокруг суставапоявляется отечность, иногда кровоизлияние,возникает сильная боль. Такое повреждениесустава называется – растяжением.

При оказании помощи к поврежденному местунужно приложить пузырь со льдом или смоченноехолодной водой полотенце. Охлаждение облегчаетболь, предупреждает развитие отека, уменьшаетобъем внутреннего кровоизлияния. При растяжениисвязок нужна и тугая фиксирующая повязка.Вытягивать, дергать или нагревать поврежденнуюконечность нельзя. После оказания первой помощинужно обратиться к врачу.

Слайд №17

– Что такое перелом? Каковысимптомы при переломе? Как оказать помощь?

Переломы костей: Несмотря на прочность, приранениях, сильных ушибах, падениях кости иногдаломаются. Чаще происходят переломы костейконечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижностьповрежденной части тела облегчит боль ипредупредит смещение обломков кости, которыемогут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шиннойповязкой. Специальные шины есть в лечебныхучреждениях и аптеках. На месте происшествия ихможно изготовить из досок, веток, картона. Чтобышина не давила на перелом, под нее подкладываютмягкую подстилку.

Шина должна находиться нетолько на поврежденном участке, но и на соседних.Так, при переломе костей предплечья шина должназаходить и на плечо, и на кисть. В этом случаечасти сломанной кости не смещаются. Шину плотноприбинтовывают к конечности широкими бинтами.

Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают ктуловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломаннойкости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы,кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистуюповязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. Приподозрении на перелом ребра пострадавшемупредлагают выдохнуть из легких как можно большевоздуха и после этого – дышать неглубоко. Притаком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложитьпострадавшего на твердую поверхность лицом внизи вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзяперевозить пострадавшего в сидячем положении,так как под тяжестью тела позвоночник можетсдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надоуложить на спину, голову слегка приподнять воизбежание внутричерепного кровоизлияния инемедленно вызвать врача.

Слад №18

. Схема: “Виды поврежденияскелета”.

Подведем итог. Сегодня мы узнали какоказать первую помощь при растяжении связок,вывихах суставов и переломах костей.

Закрепление изученного материала

Практическая работа.(Слайд №19)

Окажите первую помощь однокласснику спереломом костей предплечья, голени (подручныйматериал для оказания помощи на столах).

(дополнительно, если останется время, тоследующий слайд)

Слайд №20

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом ототкрытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказатьпострадавшему при открытом переломе?

Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд№21)

Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизнине возникла ситуация “и вдруг…”

Домашнее задание.

Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)

(Слайд №23)

Источники информации:

  1. http://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
  2. http://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
  3. http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
  4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Издательский центр “Дрофа”.
  5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
  6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д.

    Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).

  7. Конспект урока Атнагуловой Марины Александровны, учителя биологии
  8. Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
  9. Презентация и разработка урока Ларионовой Светланы Константиновны

10.04.2016

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659840/

Травматолог.Ру
Добавить комментарий