Поражения и победы 1942 г предпосылки коренного перелома

Урок 25. поражения и победы 1942 г. – История – 10 класс – Российская электронная школа

Поражения и победы 1942 г предпосылки коренного перелома

История, 10 класс, урок № 25

Тема – Поражения и победы 1942 г.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Блокада Ленинграда. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ.

Перечень понятий. Блокада; «Дорога жизни»; «Кремль»; осада; Приказ №227 «Ни шагу назад!»; А. Гитлер; Г. К. Жуков; И. В. Сталин; Ф. Паулюс; В. И. Чуйков; М. С. Шумилов.

Тезаурус:

Блокада – окружение войск противника с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его взаимодействия с внешним миром.

«Дорога жизни» – во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

«Кремль» – кодовое название плана германского командования по вбросу дезинформации высшему советскому руководству о месте и времени главного удара немецких войск летом 1942 года.

Осада – окружение войсками укреплённого места с целью его захвата.

Приказ №227 «Ни шагу назад!» – является одним из документов, направленных на повышение воинской дисциплины в Красной Армии.

Запрещал отход войск без приказа, вводил формирование штрафных частей из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости — отдельные штрафные батальоны в составе фронтов и отдельные штрафные роты в составе армий, а также заградительные отряды в составе армий.

А. Гитлер – основатель диктатуры Третьего рейха, фюрер НСДАП, рейхсканцлер и глава Германии.

Г. К. Жуков – советский полководец. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа».

И. В. Сталин – руководитель Советского Союза.

Ф. Паулюс – немецкий военачальник и командующий 6-й армией.

В. И. Чуйков – командующий 62-й армии.

М. С. Шумилов – командующий 64-й армии.

Основная и дополнительная литература

Обязательная литература:

История России» 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2 / Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др./ под ред. Торкунова А. В. – М., «Просвещение», 2016.

Дополнительная литература:

Родимцев И., Аргасцева С.Герои Сталинградской битвы. — Молодая гвардия, 2017.[С. 54-89]

Матиев Т. Малгобекский бастион. Поворотный момент битвы за Кавказ. Сентябрь–октябрь 1942 г. – Центрполиграф, 2017. [С. 87-95]

Теоретический материал.

Победа под Москвой породила у советского руководства надежды на возможность скорого разгрома врага и окончание войны. В январе 1942 г. И. В. Сталин поставил перед Красной Армией задачу перехода в общее наступление.

Против одновременного наступления советских войск на всех трёх главных стратегических направлениях возражал Г. К. Жуков – советский полководец, ставший Маршалом Советского Союза в 1943 г.

Он полагал, что для этого нет подготовленных резервов. Однако под давлением Сталина Ставка приняла решение о наступлении на всех направлениях.

Распыление и без того скромных ресурсов неизбежно вело к неудаче.

Гитлер же, наоборот, считал стратегической целью предстоящей кампании широкомасштабное наступление на южном направлении с целью овладения территориями Нижней Волги и Кавказом. Для того, чтобы скрыть свои истинные намерения, немцы разработали специальный план по дезинформации противника под кодовым названием «Кремль». Их замысел во многом удался.

К весне 1942 г. перевес сил по-прежнему сохранялся на стороне германских войск. Прежде чем начать генеральное наступление на юго-восточном направлении, немцы решили полностью овладеть Крымом, где героическое сопротивление противнику продолжали оказывать защитники Севастополя и Керченского полуострова.

Наступление противника в мае закончилось трагедией для Советских войск на Керченском полуострове: за 10 дней были разгромлены войска Крымского фронта. Потери Красной Армии составили 176 тыс. человек, 347 танков, 3476 орудий и миномётов, 400 самолётов.

4 июля советские войска были вынуждены оставить после 250-дневной обороны город Севастополь.

Стратегическая инициатива вновь оказалась у немецкого командования. В мае советские войска перешли в наступление в районе Харькова, однако 29 мая потерпели жестокое поражение: были окружены и уничтожены войска двух советских армий. Потери составили до 230 тыс. человек, более 5 тыс. орудий и минометов, 755 танков.

Ещё в ноябре 1941 г. в блокадном Ленинграде, чьим фронтом командовал Г. К. Жуков, начался голод. Выдержать зиму 1941-1942 гг. защитникам города помогли поставки продовольствия, которые осуществлялись по «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера. Часть жителей, около 500 тыс. была эвакуирована по льду.

В конце июня германские войска вновь устремились на юго-восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась непосредственная угроза Сталинграду. 24 июля пал Ростов-на-Дону – ворота Кавказа. 17 июля передовые отряды 62-й (командующий В. И. Чуйков) и 64-й армий (командующий М. С.

Шумилов), защищавших Сталинград, вступили в бой с авангардом наступавшей 6-й немецкой армии Ф. Паулюса: началась Сталинградская битва. Только теперь Сталин понял истинную цель летнего наступления немцев. Но было уже слишком поздно что-либо менять. Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин 28 июля 1942 г.

подписал приказ № 227, вошедший в историю войны, как приказ «Ни шагу назад!».

С начала сентября 1942 г. в разрушенном почти до основания Сталинграде шли уличные бои.

Но упорство и мужество советских защитников города на Волге сделали, казалось, невероятное – к середине ноября наступательные возможности немцев окончательно иссякли.

К тому времени в боях за Сталинград они потеряли почти 700 тыс. убитыми и раненными, свыше 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов. Немцы не смогли занять город и перешли к обороне.

Тяжелейшая для Красной Армии ситуация сложилась на Северном Кавказе. Несмотря на ожесточённое сопротивление, всего за несколько дней противник вышел к Кавказскому хребту. Его целью была нефть Майкопа, Грозного и Баку, а также захват Закавказья. Гитлер заявил, что без кавказской нефти он не сможет продолжать войну.

Однако эта победа не далась легко – гитлеровские войска понесли колоссальные потери. Немецкое наступление провалилось во многом благодаря победе советских войск под Сталинградом.

Гитлер, который возлагал слишком большие надежды на взятие этого города, просто не предусмотрел вероятность того, что советская армия может отстоять Сталинград и, следовательно, один из путей выхода на Кавказ.

Всё это приближало победу над фашизмом.

Первый период Великой Отечественной войны, вплоть до перехода Красной Армии в контрнаступление 18 ноября 1942 г. под Сталинградом, имел большое историческое значение.

Советский Союз выдержал столь сильный военный удар, какой не смогла бы выдержать ни одна другая страна. Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны». Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная Армия показала свои высокие боевые качества.

Разбор заданий:

1. Кто из данных исторических личностей возглавлял СССР во время Великой Отечественной войны?

Варианты ответов:

1) И. В. Сталин

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. И. Брежнев

4) М. С. Горбачёв

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Варианты ответов:

Название городаДата
Севастополь24 июля 1942 г.
Ростов-на-Дону29 мая 1942 г.
Харьков4 июля 1942 г.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Название городаДата
Севастополь4 июля 1942 г.
Ростов-на-Дону24 июля 1942 г.
Харьков29 мая 1942 г.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6398/conspect/

Презентация на тему: Немецкое наступление 1942 г. и первые предпосылки коренного перелома

Поражения и победы 1942 г предпосылки коренного перелома
Презентация на тему: Немецкое наступление 1942 г. и первые предпосылки коренного перелома

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Вопросы для подготовки Канун и начало Великой Отечественной войны, соотношение сил;План «Барбаросса» и причины неудач Красной армии в летом 1941 г.;Блокада Ленинграда;Битва за Москву и её историческое значение.

№ слайда 2 Описание слайда:

Домашнее задание §30 читать; ответить на вопросы к §30; выучить новые слова и записатьопределения в словарь; выполнить задания в рабочей тетради к §30; Составить хронологическую таблицуважнейших событий Великой Отечественнойвойны.

№ слайда 3 Описание слайда:

Немецкое наступление 1942 г. и первые предпосылки коренного перелома Урок 31.

№ слайда 4 Описание слайда:

План урока Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон;Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы; Немецкий оккупационный режим;Партизанское и подпольное движения;Образование антигитлеровской коалиции;Итоги первого этапа войны.

№ слайда 5 Описание слайда:

1. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон Победа под Москвой породила у советскою руководства надежды на возможность быстрого разгрома немецких войск и окончания войны В январе 1942 г. Сталинпоставил перед Красной армией задачу перехода в общее наступление.Г.К.

Жуков полагал, что для этого нет подготовленных резервов. Однако Ставка приняла решениеоб одновременном наступлениина всех направленияхРаспыление и без того скромных ресурсов неизбежно должно было привести к неудачеСталин полагал, что весной-летом 1942 г.

немцыпредпримут новое наступление на Москву, и приказал сосредоточить на западном направлении значительные резервные силы

№ слайда 6 Описание слайда:

1. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон Гитлер же, наоборот, считал стратегической цельюпредстоящей кампанииширокомасштабное наступление на южном направлении с цельюовладения Нижней Волгой и Кавказом Немцы разработали специальный план по дезинформации советского военного командования иполитического руководствапод кодовым названием «Кремль». Их замысел во многом удался.

№ слайда 7 Описание слайда:

2. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы К весне 1942 г. перевес сил по-прежнему сохранялся на сторонегерманских войск Прежде чем начать генеральное наступление на юго-восточномнаправлении, немцы решили полностью овладеть Крымом Наступление противника в мае 1942 г. закончилось трагедией длясоветских войск – за 10 дней были разгромлены войска в Крыму

№ слайда 8 Описание слайда:

2. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы В мае 1942 г. советские войскаперешли в наступление районеХарькова, однако потерпелижестокое поражениеБыли окружены и уничтожены войска двух советских армий. Потери составили до 230 тыс. человек, более 5 тыс. орудий и минометов, 755 танковСтратегическая инициатива вновь безраздельнооказалась у немецкого командования

№ слайда 9 Описание слайда:

2. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы В конце июня германские войска устремились на юго-восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась непосредственная угроза Сталинграду24 июля пал Ростов-на-Дону- ворота Кавказа. Только теперь Сталин понял истинную цель летнего наступления немцев, но было уже слишком поздно что-либо менять

№ слайда 10 Описание слайда:

2. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы Опасаясь быстрой утратывсего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942 г.

приказ № 227, в котором подугрозой расстрела запретилвойскам покидать линиюфронта без указания вышестоящего командования.

Он вошел в историю войны как приказ «Ни шагу назад!»Вводились штрафные батальоны всоставе фронтов и штрафные роты в составе армий, а также заградительныеотряды в составе армий. Памятник «Стоять насмерть»

№ слайда 11 Описание слайда:

2. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы В начале сентября 1942 г. в разрушенном до основанияСталинграде завязались уличные бои.

Но упорство и мужество советских защитников города на Волге сделали, казалось, невозможное – к середине ноября наступательные возможностинемцев окончательно иссякли.

Несмотря на ежедневные заклинания Гитлера, немцы не только не смогли занять город, но и перешли к обороне

№ слайда 12 Описание слайда:

3. Немецкий оккупационный режим К осени 1942 г. германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР. На занятых территориях был установлен жестокий оккупационный режимГлавные цели Германии в войне против СССР

№ слайда 13 Описание слайда:

3. Немецкий оккупационный режим Лагеря смерти – для военнопленных и тех советских людей, которыесаботировали решениянемецких властейСотни тысяч советских граждан были направленына принудительные работыв Германию Трудовая мобилизация коснулась всех граждан оккупированных территорий в возрасте от 18 до 45 лет. Они должны были работать по 14-16 часов в сутки.

№ слайда 14 Описание слайда:

3. Немецкий оккупационный режим В специальном генеральном плане «Ост», разработанном еще до войны,содержался план колонизации и германизации Восточной Европы. Уничтожить 30 млн.

русских, а остальныхпревратить в рабов и переселить в Сибирь В соответствии с этим планом за годывойны на оккупированных территорияхСССР гитлеровцы уничтожили около1 1 млн. человек (в том числе около 7 млн. мирных жителей и около 4 млн. военнопленных).

Но угроза расправы не останавливала советских людей в борьбе с врагом

№ слайда 15 Описание слайда:

4. Партизанское и подпольное движения

№ слайда 16 Описание слайда:

4. Партизанское и подпольное движения

№ слайда 17 Описание слайда:

4. Партизанское и подпольное движения Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в пленболее 1 млн. вражеских солдати офицеров, представителей оккупационной администрации, выведено из строя более 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин и 1100самолетов

№ слайда 18 Описание слайда:

5. Образование антигитлеровской коалиции С самого начала Великой Отечественной войны о поддержке Советского Союза объявили Великобритания и США Премьер-министр Англии У. Черчилль, выступая по радио 22 июня 1941 г.

, заявил: «Опасность для России является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося засвою землю и дом, является делом свободных людей и свободных народов в любой части земного шара»В сентябре 1941 г.

в Москве прошла первая конференция представителейтрех держав, на которой были обсуждены вопросы расширениявоенно-технической помощи Великобритании и США Советскому Союзу.Ленд-лиз – государственная программа, по которой США передавали своим союзникам боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

№ слайда 19 Описание слайда:

6. Итоги первого этапа войны Первый период Великой Отечественной войны, длившийся с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г.

Советский Союз выдержал военный удар такой силы, какой не смогла бы выдержать ни одна другая страна Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровскиепланы молниеносной войны К лету 1942 г.

в основном завершился перевод экономикистраны на военный лад, что закладывало главнуюпредпосылку для коренного перелома в ходе войны.Оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/istorija/nemeckoe-nastuplenie-g-i-pervye-predposylki-korennogo-pereloma.html

Конспект урока истории

Поражения и победы 1942 г предпосылки коренного перелома

Темаурока: Коренной перелом в войне

Целии задачи урока по линиям развития (ЛР)личности:

Линии1-2 ЛР. Картинамира в фактах и понятиях.

Наосновании фактов сформировать общеепредставление о предпосылках коренногоперелома и его важнейших событиях(Сталинградской и Курской битвах).Понятия: коренной перелом, партизанскоедвижение, советский тыл, тыл немецкойармии.

Линия3ЛР. Историческоемышление.

Осмыслениепредпосылок коренного перелома, причини последствий победы Красной Армии вСталинградской битве и на КурскойДуге.

Линии4-5 ЛР. Нравственноеи гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценитьзначимость поступка советскихвоеннопленных с позициигражданственности,патриотизма.

Учебнаяпроблема: Благодаря чему произошелкоренной переломвВеликой Отечественной войне?

КРАТКИЙКОНСПЕКТ УРОКА

Этапыпоиска решения учебной проблемы

№ и название пункта в учебникеФакты, содержащиеся в тексте параграфа, которые можно использовать для решения проблемы.
Вместо «развала советской системы» – объединение граждан СССР:- не удалось расколоть многонациональный народ, натравить русских на коммунистические власти, людей одной национальности на другую, верующих на атеистов – самоотверженность и готовность сражаться с захватчиками;- возникновение партизанского движения (в ответ на геноцид «Оста») – нарушение снабжения немецких войск, оттягивание сил;- советский тыл производил технику, боеприпасы и т.д. быстрее и лучшего качества;- помощь союзников в вооружении и продовольствии.
Преимущества красной Армии под Сталинградом и Курском:- лучшее планирование операций;- превосходство в числе и качестве сил;- лучшая работа разведки;- искусство бойцов всех родов войск;- мужество и упорство.

ПОДРОБНЫЙКОНСПЕКТ УРОКА

Созданиепроблемной ситуации. Формулированиепроблемы

Работас источниками после параграфа.

Учитель:Что немецкие генералы и офицеры считалипричинамисвоегопоражения в войне с СССР?

Ученики:

  1. Огромная территория СССР.

  2. Суровые погодные условия – «генерал Мороз».

  3. Большая численность советских солдат и офицеров – «масса муравьев против слона».

Учитель:Какого мнения придерживается английскийисторик А. Кларк о причинах победы СССРв Великой Отечественной войне?

Ученики: причина – мужество и твердостьобычного рус­ского солдата.

Учитель:В чем противоречия между источниками?

Ученики:

1-й источник2-й источник
Причины победы:
огромная территория«мороз»твердость и мужество советских солдат

Учитель:Какой же будет проблема урока?

Ученики:Благодаря чему произошел кореннойперелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:Какие у вас есть предположения по решениюпроблемы урока?

Ученикипредлагают свои версии.

Актуализациязнаний

Учитель:Вспомните основные этапы Второй мировойвойны: на­зовите хронологическиерамки и краткими фразами охарактеризуй­теих сущность.

Ученики:

  1. 1939-1941 (июнь). Начало Второй мировой войны, подчинение Германией почти всей Европы.

  2. 1941-1942 (лето). Вступление в войну СССР и США. Образова­ние антигитлеровской коалиции. Успехи стран-агрессоров.

  3. 1942 (осень) – 1943. Коренной перелом во Второй мировой вой­не, успехи стран антигитлеровской коалиции.

  4. 1944-1945 (май). Победа над фашизмом (фашистской Германией).

  5. 1945 (май – сентябрь). Разгром милитаристской Японии, оконча­ние Второй мировой войны.

Учитель:Разделите изученную вами историю ВеликойОтече­ственной войны на этапы ивыделите крупнейшие сражения в каж­домиз них.

Ученики:

  1. 1941 г. (июнь – конец года). Оборонительные сражения Красной Армии: оборона Ленинграда, Киева и других городов. Оборона Моск­вы (конец сентября – начало декабря). Начало контрнаступления советских войск под Москвой (5 декабря).

  2. 1942 г. (начало года – ноябрь). Контрнаступление под Москвой (декабрь 1941 г. – январь 1942 г.). Общее наступление красной Армии на всем советско- германском фронте (январь-апрель). Неудачные наступления под Харьковом и в Крыму. Прорыв немецких войск на юге и прорыв к Волге и Кавказу (лето и осень). Начало контрнаступления в Сталинградской битве (19 ноября).

Учитель:На какие вопросы нам необходимо ответить,чтобы найти решение проблемы урока?

Ученики:Нам нужно будет выяснить:

  1. Предпосылки коренного перелома.

  2. Важнейшие события коренного перелома и их значение в ходе Великой Отечественной войны.

Открытиенового знания

Учитель:Чтобы выяснить предпосылки коренногоперелома, нужно представлять не толькоситуацию на фронте, но и обстановку втылу. Почему важен тыл во время войны?

Ученики:Тыл поставляет вооружение, одежду,питание, резервистов для армии, моральноподдерживает ее и т.д.

Учитель:Какая же была обстановка в тылунемецко-фашистских войск? (Текст учебника,с. 239.)

Ученики:В тылу у немцев на оккупированнойтерритории развертывалось партизанскоедвижение.

Учитель:Какую роль играло партизанское движениев годы войны?

Ученики:Партизаны вели разведку, сообщалидобытые сведения советскому командованию,пускали под откос вражеские эшелоны стехникойи людьми. Немцы были вынуждены сниматьцелые дивизия для борьбы с партизанами.

Учитель:Почему надежды немецких генералов наподдержку советскихграждан оправдались лишь частично?

Почемубольшинство советского населения,военнопленных в фашистскихконцлагерях, белоэмигрантов воккупированных странах Европы былонастроено против фашистов, принималоучастие в борь­бе с ними? (Текст учебникана с. 237-239, иллюстрации и текст к ним.) |

Ученики:Любовь к Родине, верность ей. Политикагеноцида противцелых народов (евреев, цыган, славян),нечеловеческого обращения с пленными,грабежи оккупированных территорий,выкачивание людских ресурсов.

Учитель:Какая же обстановка была в советскомтылу? Какойвкладвносили советские люди в достижениепобеды над фашизмом? (Текст, с. 240.)

Ученики:

  • Неимоверно тяжелый труд женщин, подростков на предприятиях по выпуску военной техники.
  • Сельские жители – женщины, старики, подростки – делали все, чтобы дать армии и городскому населению продовольствие.
  • Ученые разрабатывали новое оружие.
  • Деятели культуры выступали с концертами на фронте.
  • Сбор населением средств на создание танков, самолетов.

Учитель:Что было главным достижением советскоготыла для

обеспечениякоренного перелома в ходе войны?

Ученики:Производство вооружения в СССР в 1942 г.превысило военное производство Германии.Более половины вооружения составлялавоенная техника.

Учитель:Как решалась проблема дефицита ресурсовдля произ­водства вооружения в СССР?

Ученики:Поставки материалов американскимисоюзниками.

(Можнопостроить работу учащихся по советскомутылу несколь­ко иначе: сразу поставитьвопрос о достижениях советского тыла,затем – вопрос о том, что позволилодобиться превосходства над Германиейв производстве вооружения.)

Ученики:Героический труд советских людей,ученых, поставки материалов американскимисоюзниками.

Учитель:Какую политику проводили Сталин,советское руководство по подъемупатриотического духа советского народа?(Текст, с. 241.)

Ученики:Примирение и сближение Советской властис Русской православной церковью, сдуховенством других конфессий. ИзбраниеПатриарха Московского и всея Руси (1943г.).

Прославлениев искусстве героического прошлогорусского и дру­гих народов.

РоспускКоминтерна – «штаба мировой революции»(раньше ло­зунг «Пролетарии всехстран, соединяйтесь!», теперь – призывк единству всех стран, народов к общейборьбе с фашизмом вне зави­симостиот характера их общественного строя).

Учитель:В качестве вывода по вопросу об обстановкев тылах немецкой и советской армииучащиеся перечисляют предпосылкикоренного перелома.

Ученики:Патриотический подъем советскогонарода. Превосход­ство СССР надГерманией в производстве вооружения врезультате героического труда советскихлюдей и поставок американских союз­ников.Партизанское движение, борьба советскихлюдей в тылу не­мецких армий.

Примечание.Коллективную работу всего класса можнозаменить групповой: одна половинаучащихся работает по вопросу обобста­новке в тылу немецкой армии,другая – по вопросу об обстановке всоветском тылу.

Выводо предпосылках коренного перелома входе войны делает­ся всем классом.

Работуучащихся с военными событиями,ознаменовавшими корен­ной перелом,можно организовать по группам.

1-ягруппаработает с материалами «Победа подСталинградом», 2-ягруппа –с материалами «Курская дуга».

Задание1-й группе:Выделите причины и значение победысовет­ских войск под Сталинградом(используется текст учебника, с. 241-242,243, карта-схема Сталинградской битвы,документальный материал: письма немецкогои советского солдат возлюбленным).Используйте свои знания по Новейшейистории. Задание может быть выполненов письменной форме.

Ученики:

Причиныпобеды:

  1. Уверенность советских бойцов и командиров в победе. Патриотизм.

  2. Истощение сил немцев, упадок их морального духа в результа­те тяжелейших боев в Сталинграде.

  1. Военное искусство советских полководцев: талантливо разработанный план Г. Жукова, А. Василевского и его осуществление.

  2. Изменение позиции Сталина: поддержка им полководцев по осуществлению плана «Уран».

Значения:

  1. Впервые окружена крупнейшая вражеская группировка (22 дивизии – 300 тыс. человек).

  2. Уход немцев с Северного Кавказа, из Донбасса, Черноземах,освобождение советскими войсками Краснодара, Воронежа, Ростова, Курска.

  3. Рост надежд в мире на разгром фашизма, освобождение оккупированных территорий.

  4. Подъем движения Сопротивления в оккупированных странах, партизанского движения на занятых немцами территориях.

  5. Прорыв блокады Ленинграда

Задание2-й группе:Выделите причины победы на Курской дуге(используется текст учебника, с. 243-246,таблица «Соотношение силв Курскойбитве», карта-схема Курской битвы).

Заданиеможет быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.

  2. Умелая работа советской и английской разведок (получениеинформации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).

  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).

  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

Учитель:Каков главный признак коренного переломав ходе ВеликойОтечественной войны?

Ученики:Переход инициативы в руки советскогокомандования.

Учитель:Почему победа под Москвой еще не означалакоренного перелома в войне?

Ученики:Потому что в 1942 г. инициатива сноваперешла к немцам

Учитель:Почему, несмотря на то, что Красная Армияна первомэтапеКурской битвы оборонялась, эта битваявляется вершиной коренного перелома?

Ученики:Инициатива и на первом этапе была вруках совет войск, так как оборона былапреднамеренной и была организована сцелью измотать врага.

Учитель:Какое главное значение Курской битвы?Найдите в учебнике об этом слова генералаГудериана.

Ученики:«Инициатива полностью перешла кпротивнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель:На все ли вопросы нашего плана мы нашлиответы?

Ученики:Да.

Применениенового знания

Учитель:Какой ответ на проблему урока мы можемдать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученикиделают вывод по проблеме урока.

Взавершение работы учащихся можнопредложить им выполнить задание 4.

Учитель:Попытайтесь описать мысли и чувствадвух советских военнопленных, один изкоторых соглашается идти во «власовскуюармию», а другой – отказывается. Дайтеназвание поступку одного и второго иподробно объясните свое решение.

Этозадание может быть предложено длядомашней работы, тог­да оно выполняетсяпо желанию и в письменной форме в видесочи­нения.

Домашнеезадание

Учитель:Как вы думаете, о чем может говоритьсяв нашем сле­дующем параграфе, судя поего названию и иллюстрациям?

Проверьтесвои предположения – прочитайте § 24 иподготовьте ответы на вопросы передним

Источник: https://pedsovet.su/load/126-1-0-50953

Поражения и победы 1942г

Поражения и победы 1942 г предпосылки коренного перелома

История России, 10 класс

« Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома»

МКОУ «Кородинская СОШ»

Багилов Мурад

Камилович

План:

  • Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон.
  • Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.
  • Немецкий оккупационный режим.
  • Партизанское и подпольное движение.
  • Образование антигитлеровской коалиции.
  • Итоги первого этапа войны.

11/23/19

Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон

  • Победа под Москвой породила у советского руководства надежды на скорый разгром врага и окончание войны
  • В январе 1942 года И. Сталин поставил перед Красной армией задачу –перейти в общее наступление.

Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон

  • Г.К. Жуков был против наступления советских войск на всех трёх направлениях, полагая, что для этого не достаточно резервов.
  • Но под давлением Сталина Ставка принимает решение о наступлении на всех направлениях

Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон

Гитлер считал стратегической целью предстоящей кампании широкомасштабное наступление на южном направлении с целью овладеть Нижней Волгой и Кавказом.

Для скрытия истинных намерений немецкое руководство разработало специальный дезинформационный план под кодовым названием –« Кремль»

Гитлер и Манштейн

у карты

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

К весне 1942 года перевес по-прежнему был на стороне германских войск.

Антоненкова А.В., МОУ Будинская ООШ Тверская область

11/23/19

Оборона Севастополя( октябрь 1941 – июль 1942 г.)

Прежде, чем начать наступление на юго-восточном направлении, немцы овладели Крымом где героическое сопротивление оказали защитники Севастополя и Керченского полуострова.

11/23/19

Оборона Севастополя( октябрь 1941 – июль 1942 г.)

Немецкая армия

Русская армия

( генерал Эрих фон Манштейн)

( вице-адмирал Ф. Октябрьский)

  • Общая численность: 60 тыс. человек
  • Румынский горный корпус
  • Итальянский ВМФ
  • Общая численность: 118 тыс. человек
  • Военно-воздушные силы
  • Черноморский флот

Антоненкова А.В., МОУ Будинская ООШ Тверская область

11/23/19

Наступление противника в мае 1942 года окончилось для советских войск трагедией: за 10 дней были разгромлены войска Крымского фронта на Керченском полуострове.

Потери советской армии

люди

танки

176 тыс.

347

орудия и миномёты

самолёты

3476

400

11/23/19

Оборона Севастополя( октябрь 1941 – июль 1942 г.)

  • Осада Севастополя дорого обошлась обеим сторонам. Из 118 тыс. солдат 95 тыс. попали в плен, в то время, как 5 тыс. удалось эвакуироваться. 7 стрелковых дивизий и 6 морских бригад были уничтожены, каждый третий военнопленный был ранен. Велики потери и среди гражданского населения
  • Манштейн был произведён в генерал-фельдмаршалы. 5 июля они устроили в честь победы торжественный парад. Подразделения эйнзацгруппы СС начали массовые расстрелы евреев и советских военнопленных.

11/23/19

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

  • В мае советский войска перешли в наступление в районе Харькова, но потерпели жестокое поражение: были окружены и уничтожены войска двух советских армий.

11/23/19

Оккупированный Харьков

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

В конце июня германский войска перешли в наступление на юго-восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась непосредственная угроза Сталинграду. Только теперь Сталин понял истинные намерения Гитлера, но было уже поздно что-либо менять.

11/23/19

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

Стороны

Людские ресурсы

Германия

( 6-я армия Паулюса)

270 000

Орудия

СССР

Танки

3 000

( 62-я армия Чуйкова)

187 000

500

2 200

400

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

  • Опасаясь быстрой потери Юга, Сталин 28 июля 1942 года отдаёт приказ№ 227, который вошёл в историю войны как приказ« Ни шагу назад! »

с документом

11/23/19

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

  • Бои шли за каждый клочок земли. Руины города стали хорошим укрытием для работы снайперов.

11/23/19

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

8 января 1943 года Рокоссовский обратился к Паулюсу с предложением капитулировать, но Гитлер запретил вести какие-либо переговоры о сдаче.

« Сдаваться запрещаю, 6-я армия будет удерживать свои позиции до последнего человека и до последнего патрона…»

11/23/19

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

30 января Гитлер произвёл Паулюса в генерал-фельдмаршалы, видимо для того, чтобы побудить его совершить самоубийство.

«Ни один немецкий фельдмаршал никогда ещё не сдавался врагу!»

  • На следующий день Паулюс сдался в плен

Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва

  • В Сталинграде немецкая армия потеряла 150 тыс. убитыми и 90 тыс. пленными, включая 24 генерала и 2000 офицеров, свыше 1,4 тыс. самолётов и свыше 1 тыс. танков

11/23/19

Немецкий оккупационный режим

Уничтожить 30 млн. человек, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь

Разработан-

ный план

« Ост» предполагал

Евреи, цыгане и другие «неполноценные» народы подлежали полному уничтожению.

Всего за годы войны на оккупированных территориях гитлеровцы уничтожили около 11 млн. человек. Развернулась система создания концлагерей: Дахау, Освенцим….

11/23/19

Партизанское и подпольное движение.

  • Советское подпольное движение возникло уже в первые недели войны. Были созданы подпольные организации. В годы войны на территории страны существовало свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало свыше 1 млн. человек .

11/23/19

Партизанское и подпольное движение.

  • Ими было уничтожено, ранено и взято в плен более1 млн. солдати офицеров, выведено из строя4 тыс. танкови бронемашин,65 тыс. автомашин и 1100 самолётов.
  • Разрушили и повредили1600 ж/д мостов,пустили под откос свыше20 тыс. ж/д эшелонов.

11/23/19

Партизанское и подпольное движение.

  • Для координации действий партизанских соединений в 1942 году был создан Центральный штаб партизанского движения во главе сП.К. Пономаренко.

Главнокомандующим партизанским движением был назначенК.Е. Ворошилов.

11/23/19

Образование антигитлеровской коалиции

  • С самого начала В.О. войны о поддержке Советского Союза объявили Великобритания и США.
  • в июле 1941 года было подписано соглашение между СССР и Великобританией о совместных действиях против Гитлера.
  • в сентябре 1941 года в Москве прошла первая конференция представителей 3-х держав.

11/23/19

Итоги первого этапа войны.

Советский Союз выдержал военный удар такой силы, который не смогла бы выдержать ни одна держава.

Сорван план молниеносной войны Гитлера

К лету 1942 года благодаря усилиям тружеников тыла завершился перевод экономики страны на военный лад

На этом этапе оформилась антигитлеровская коалиция

Сформировались предпосылки для коренного перелома в ходе войны

Домашнее задание:

  • § 30, задания в рабочей тетради

Антоненкова А.В., МОУ Будинская ООШ Тверская область

11/23/19

  • http://www.belrussia.ru/kontent/pict/razn/1086.jpg
  • http://cdn2.img.sputnik.by/images/101514/15/1015141583.jpg
  • http://pptcloud.ru/datai/istorija/Etapy-Velikoj-vojny/0031-060-Etapy-Velikoj-Otechestvennoj-vojny.jpg
  • http://cdn.tvc.ru/pictures/o/156/966.jpg
  • http://logos.biz.ua/proj/hnue/pics/019-34.jpg
  • http://mos-holidays.ru/wp-content/gallery/centralnyj-muzej-vooruzhyonnyx-sil/central-museum-vooruzhonnyh-sil27.jpg
  • http://cdn1.img.fr.sputniknews.com/images/101424/89/1014248924.jpg
  • http://www.top-news.kz/simgnews/98827453/011.jpg
  • http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2014-02/1391567744_maxresdefault.jpg
  • http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2011/12/Stalingrad_german_43.jpg
  • http://images32.inewsgr.com/1679/16794420/1.jpg
  • http://cs421816..me/v421816196/4f84/Uce2_MEIwxM.jpg
  • http://cdn-sphotos-h-a.akamaihd.net/hphotos-ak-prn2/1397149_446027532183906_2115812954_o.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/stepanov-el.153/0_5c22a_a4d16405_XL
  • http://orsk.ru/images/stories/2015/08_august/image_02082015215553_14385345530917.jpg
  • http://s51.radikal.ru/i133/0906/54/fd17b667a7de.jpg
  • http://www.vanquishedseries.com/wp-content/uploads/2012/04/verminen_Gleise-px800.jpg
  • http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11203644@cmsArticle
  • http://cs10023..me/u15816251/4422897/y_d454deae.jpg

11/23/19

Источник: https://multiurok.ru/files/porazheniia-i-pobedy-1942g.html

Травматолог.Ру
Добавить комментарий